
Организация ремонтов в 1С:ERP Управление предприятием
Ремонты – достаточно сложный и трудоемкий вид деятельности для учета любой бухгалтерии. В 1С:ERP Управление предприятием учет и организация ремонта на предприятии реализованы более комфортно, чем в других конфигурациях 1С. Для того чтобы иметь возможность работы с блоком “Ремонты”, нужно сначала выполнить настройки по активации этого подраздела. Выполняются они в разделе “НСИ и Администрирование → Производство”. В настройке параметров отражения процессов производства нужно выбрать пункт “Ремонты” и затем проставить отметку “Управление ремонтами” в 1С:ERP (“V”). Эта отметка активизирует возможность работы с данным подразделом и дает возможность вести учет объектов эксплуатации. После чего нужно проставить отметку (“V”) в поле “Узлы объектов эксплуатации”. Также нужно определить, как учитывать материалы, применяемые для ремонта. Программой предусмотрены следующие варианты:
- по заказам;
- по направлению деятельности.

После проведения настроек у пользователя появляется возможность:
- Вести учет в разрезе объектов эксплуатации. Это здания, сооружения, станки, оборудование и прочие активы, по которым требуется проводить техническое обслуживание, выполнять ремонтные работы и учитывать необходимые для этого материалы и трудозатраты. Ремонтные работы по объектам эксплуатации организация может производить как своими силами, так и с привлечением сторонних, чаще всего специализированных, компаний. Объектам эксплуатации могут присваиваться классы и подклассы, например, разные условия эксплуатации. Это помогает структурировать информацию об объектах эксплуатации, которые имеют одинаковый класс, но эксплуатируются в разных условиях.
- Вести учет показателей эксплуатации. Например, пробег автомобиля, часы работы станков.
- Вести учет ремонтных мероприятий. Например, планово-профилактический ремонт.
- Вести регистрацию дефектов, возникающих в процессе работы у объектов эксплуатации.
- Осуществлять планирование ремонтных работ и затрат на их проведение.
- Осуществлять формирование заказов на ремонт.
Кроме этого, программа позволяет учитывать показатели эксплуатации. Такую функцию выполняет документ “Регистрация наработок”, например, он дает возможность зафиксировать степень износа. Еще один документ – ”Регистрация дефектов”. В нём, кроме описания и вида дефекта (например, “Нарушение работы вентиляционного оборудования”), указывается способ его устранения (“устраняется на месте” — это значит, что не требуется специальных ресурсов и изменяется только статус документа, “требуется ремонт” — это обозначает, что требуются дополнительные материалы и трудозатраты). Если после регистрации дефекта выясняется необходимость проведения ремонта, то составляется “Заказ на ремонт”. “Заказ на ремонт” может быть составлен по нескольким зарегистрированным дефектам. В “Заказе на ремонт” также можно указать, требуется ли остановка объекта эксплуатации на период проведения ремонта. В карточке ремонта указываются материалы, которые потребуются (аналогично перечню материалов в спецификации), виды работ, трудозатраты, статьи расходов материалов и работ, статус документа. “Заказ на ремонт” может иметь статусы:
- Создан;
- К выполнению;
- Выполняется;
- Закрыт.
В документе “Заказ на ремонт” есть еще один показатель, который требуется для управления ремонтными процессами. Это вид ремонта. Показатель имеет следующие значения:
- Ремонт регламентный —выполнение работ по графику в том объеме, который указан в сопроводительной эксплуатационной документации;
- Ремонт по техническому состоянию — в этом случае ремонт осуществляется по мере необходимости и определяется состоянием узлов и механизмов;
- Ремонт по потребности — в этом случае ремонт осуществляется, если выявлены дефекты, которые повлекли за собой отказы в работе узлов объектов эксплуатации. Чаще всего, это внеплановые, экстренные или аварийные ремонты. Это, как правило, самые дорогостоящие.
Для того чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций, требуется вдумчивое планирование ремонтных работ на предприятии. Для этого в системе создано специальное рабочее место “Планирование ремонтных работ”. Планирование в нем осуществляется по шагам:
- шаг первый – параметры планирования: выбирается объект эксплуатации, его вид, эксплуатирующее подразделение, ремонтирующее подразделение, также предусмотрен выбор вида ремонта и его периодичность;
- шаг второй – группировка распоряжений на ремонт по “Заказам на ремонт”;
- шаг третий – создание “Заказа на ремонт”, по которому осуществляется обеспечение материалами для проведения ремонта, а также проводятся сами ремонтные работы. “Заказы на ремонт” могут создаваться по плановым показателям автоматически или в ручном формате. При оформлении “Заказа на ремонт” возможно отражение таких видов операций: “ремонт” – непосредственно сама ремонтная деятельность, расходы на которую относятся на общепроизводственные затраты по тому подразделению, которое осуществляет эксплантацию ремонтируемого объекта; “модернизация” – по этому виду операции в регламентированном учете расходы войдут в изменение стоимости основного средства.
Состояние объекта эксплуатации можно отслеживать с помощью специализированного отчета “Состояние объекта эксплуатации”. С помощью этого отчета можно получать и анализировать информацию про:
- ремонты, которые были выполнены последними;
- ремонты текущие и наработки по плановым показателям;
- остаточный ресурс.
Кроме отчета “Состояние объекта эксплуатации” для анализа эффективности управления ремонтами предусмотрены специализированный отчет “Ход ремонтных мероприятий” и рабочее место “Доступность видов рабочих центров”.