
Ввод начальных остатков в 1С: ERP
При переходе на 1С ERP первоначальной задачей для начала работы является ввод начальных остатков – организации необходимо перенести данные учета в новую информационную базу.
Остатки вводятся на определенную дату, чаще всего на конец периода – года, квартала, месяца – с целью начала ведения учета с отчетной даты.
Документы ввода остатков вводят один вид остатка, и управленческий баланс собирается из этих остатков. После отражения документов ввода остатков в регламентированному учете, остатки появляются в бухгалтерском учете – для корреспонденции используется служебный счет 000, который в итоге должен быть закрыт в ноль.
1. Документы ввода остатков в программе 1C:Предприятие.ERP
Ввод остатков активов/пассивов, требующих отражения по специальным регистрам необходимо оформлять специальными документами Ввод начальных остатков, предназначенными для этого:

Встречаются ситуации, когда ввод остатков оформляется пользователем операцией регламентированного учета. В таких ситуациях система сама сигнализирует, какие операции необходимо вводить документами оперативного учета соответствующей операции:

Необходимо обращать внимание на сообщения, выводимые системой и пользоваться типовым функционалом по вводу остатков, где это предусмотрено.
Рассмотрим, какие операции представлены в типовом функционале 1С ERP для ввода остатков:
– Денежные средства – ввод остатков денежных средств в кассах и на расчетных счетах организаций
– Кредиты и депозиты – ввод остатков по кредитам и депозитам
– Эквайринг – ввод остатков денежных средств к получению от эквайера
– Подотчетные лица – отдельно вводятся остатки задолженности подотчетников и перерасходов подотчетных средств
– Расчеты с партнерами – отдельно вводятся остатки по поставщикам и по клиентам, а также отдельно вводятся остатки авансов и задолженности
– Внеоборотные активы – ввод остатков как собственных, так и арендованных основных средств, капитальных вложений, основных средств, переданных в аренду, остатков НМА
– Товары – ввод остатков собственных товаров, товаров принятых и переданных на комиссию, принятых и переданных в переработку, принятых и переданных на ответственное хранение, остатков тары
– Расчеты между организациями – отдельно вводятся остатки расчетов по реализациям и по авансам
– ТМЦ в эксплуатации – ввод остатков по материалам в эксплуатации
– НДС предъявленный – ввод остатков НДС по приобретенным ценностям
– Прочее – ввод остатков прочих активов/пассивов, прочих расходов
2. Особенности при вводе остатков по расчетам с партнерами, ТМЦ в эксплуатации, внеоборотным активам
2.1 Расчеты с партнерами
Как уже выше упоминалось, отдельно вводятся остатки авансов и задолженности:

При вводе остатков необходимо указать объект расчетов. Для нашего примера создан договор с детализацией расчетов «По договорам» и валютой взаиморасчетов «Евро». В качестве расчетного документа используется «Первичный документ», который можно создать в открывшемся окне. В данном документе системой уже подтягиваются основные данные – приобретение у поставщика (т.к. ввод остатков задолженности перед поставщиками), организация, партнер, контрагент и договор. Пользователю необходимо указать номер и дату документа и входящего документа. И нюанс, который в дальнейшем будет влиять на расчет курсовых разниц (т.к. договор в у.е.): необходимо указать валюту «Евро», указать сумму документа (в евро) и суммы для регламентированного и управленческого учета (в рублях). При этом система укажет взаиморасчеты – сумму в евро. В дальнейшем при ведении учета, по данному договору будут проходить документы оплаты и будут корректно рассчитываться курсовые разницы. По своему опыту могу сказать, что часто, когда некорректно рассчитывались курсовые разницы, источник ошибки заключался в первичном документе – в валюте взаиморасчетов.

Также необходимо обратить внимание, что отложенные курсовые разницы вносятся также в документе ввода остатков по взаиморасчетам – Отложенный доход НУ и Отложенный расход НУ (счета 97КР и 98КР):

2.2 Внеоборотные активы
Блок Внеоборотные активы, пожалуй, один из самых крупных блоков, который включает в себя различные документы ввода остатков:

При вводе остатков основных средств в документе необходимо указать в каких видах учета приняты основные средства/НМА, либо вводятся остатки капитальных вложений в каких видах учета:


Рассмотрим некоторые нюансы при вводе остатков собственных основных средств.
При вводе остатков основных средств, можно указать дату последней модернизации. В таком случае срок полезного использования указывается с учетом изменения:

При вводе остатков есть возможность указать иное подразделение для отражения расходов по амортизации, не равное подразделению местонахождения. Для этого задать Способ отражения расходов, в котором снять флаг «Подразделение и направление деятельности совпадают с данными учета» и указать Статью расходов и Подразделение.

Для расчета налогов необходимо для земельных участков, транспортных средств и объектов недвижимости внести первоначальные сведения:

Для расчета налога на имущество важную роль играет при вводе остатков указание «Недвижимое имущество» – ДА/НЕТ. Именно для основных средств с признаком «Недвижимое имущество» – «Да», система рассчитывает налог на имущество:

2.3 ТМЦ в эксплуатации:
– в категории эксплуатации указывается признак имущественного учета, а также счет учета за балансом

– отражаются только на забалансовых счетах в количественном выражении
– первоначальная стоимость указывается в документе в табличной части и записывается в отдельный регистр. Выводится в отчете Ведомость ТМЦ в эксплуатации

Важное при вводе остатков – это использовать типовой функционал там, где он предусмотрен. Это позволяет избежать дополнительных корректировок регистров и прочих ошибок в части оперативного учета. Так как в целом бухгалтерский учет в 1С ERP вторичен и формируется на документах оперативного учета.
Тимербаева Эльвира,
Специалист компании ООО “Кодерлайн”