Учет брака в 1С: ERP
1. Способы учета брака в конфигурации 1С: ERP
Брак – это дефекты, которые возникают в процессе производства и могут привести к отказу от продукции. Учет дефектов позволяет оценить эффективность производства и принимать меры для улучшения качества продукции.
В конфигурации 1C: ERP отделить бракованную продукцию от годной можно с помощью:
- отдельной аналитики по местам хранения (склад брака) при выпуске дефектной продукции или по результатам проверки;
- использования для отражения брака отдельной позиции номенклатуры в 1С. Типовое перечисление имеет три градации: новый, ограниченно годен и не годен.
Ограниченно годный товар – это товар, который не соответствует полному набору требований, установленных для данного вида товара, но может быть использован для ограниченного количества целей. Например, это может быть товар со сроком годности, который заканчивается в ближайшее время, товар с небольшими дефектами, который всё ещё может быть использован, или товар, который не соответствует некоторым внешним стандартам, но это не влияет на его функциональность.
Негодный товар – это товар, который не соответствует установленным требованиям, не может быть использован в соответствии с предназначением или для предполагаемого использования и подлежит списанию. Например, это может быть товар с истекшим сроком годности, товар с серьезными дефектами, который не может быть использован безопасно, товар с неверными маркировками.
Возможность работы с качеством в конфигурации 1С: ERP определяется с помощью функциональных опций в настройках параметров учета «НСИ и администрирование» – «Настройка НСИ и разделов» – «Номенклатура» – «Разрезы учета» – «Качество товаров».
2. Отражение брака в системе 1С: ERP
Для примера рассмотрим этап производства товара «Катушка». Предположим, что при изготовлении 200 шт. катушек 5 из них оказались бракованными. В системе 1С: ERP необходимо открыть раздел «Производство» – «Диспетчирование этапов» и выбрать производственный этап, на котором был обнаружен брак.
В табличной части документа на вкладке «Выпуск» нажать на команду «Разбить строку» и указать количество товаров, которые необходимо отделить от годных, в нашем случае строки разобьются на 195 шт. и 5 шт.
Далее в табличной части выбрать строку с бракованными изделиями и выполнить команду «Заполнить» – «Изменить качество».
При этом откроется карточка номенклатуры в 1С, которая будет использоваться для учета бракованного товара. В конфигурации 1С: ERP в отличие от 1С: УПП для учета бракованного товара используется отдельная карточка номенклатуры в 1С, которая является аналогом исходного товара. Это реализовано для того, чтобы учитывать разное качество дефектов. Если ранее для определенного дефекта карточка не была заведена, то необходимо нажать «Создать» и выбрать нужную категорию качества.
При этом создается новая карточка номенклатуры в 1С для испорченного товара – копируется исходная карточка и привязывается к ней. В наименовании необходимо дописать вид обнаруженного дефекта.
После сохранения новой карточки для дефектной номенклатуры, появляется возможность ее выбора в документе.
В табличной части документа необходимо очистить ячейку «Назначение» у дефектного товара, так как испорченные катушки на дальнейшие этапы производства передаваться не будут, и поменять ячейку «Получатель», чтобы вернуть бракованный товар обратно в заготовительный цех.
Далее остается лишь проставить галочки в ячейке «Произведено», провести документ и создать на его основании документ «Передача продукции из производства» для переноса испорченных катушек обратно в заготовительный цех для исправления дефектов.
Таким образом, учет брака в 1С: ERP, позволяет более комплексно оценивать состояние склада, так как программа отражает какие варианты дефектных изделий присутствуют на данный момент и как их можно реализовать.
Лукьянова Маргарита,
Специалист компании ООО “Кодерлайн”