Признание в налоговом учете лизинговых платежей в 1С: ERP
В связи с введением в действие ФСБУ 25/2018 и внесенными изменениями в Налоговый кодекс о порядке признания лизинговых платежей с 2022 года, существенно изменился порядок учета лизинга у лизингополучателей.
Согласно нормам нового порядка учета, балансодержателем лизингового имущества выступает лизингополучатель только в бухгалтерском учете, а расходы на амортизацию для налогового учета теперь может отражать в своем учете только лизингодатель. При этом лизингополучатель принимает расходы по лизингу в налоговом учете по мере получения и отражения в учете актов лизингодателя.
Так для бухгалтерского учета лизинговое имущество принимается к учету как основные средства с последующим исчислением амортизации и отнесением ее на расходы, но только для целей бухгалтерского учета.
Расходы по лизингу для налогового учета могут быть приняты только при наличии документально подтвержденного факта получения этих расходов, а именно только в результате отражения в учете актов, выставленных лизингодателем лизингополучателю.
1. Отражение лизинговых платежей в 1С: ERP
В конфигурации 1С: ERP предлагается блок специальных документов и операций в разделе «Внеоборотные активы 1С» для отражения операций с лизинговым имуществом. Для того, чтобы иметь возможность автоматически включать в налоговые расходы лизинговые платежи с учетом изменений законодательства требуется выполнить ряд действий в системе:
1. В учетной политике организации в 1С нужно включить следующие флаги:
– В блоке настроек финансового учета включить флажок «Учет аренды по ФСБУ 25/2018».
– В блоке настроек учета по налогу на прибыль установить флажок «Включать в состав налоговых расходов арендные платежи».
2. На закладке «Параметры договора» в договоре лизинга в 1С установить «Балансодержатель» – «Арендатор».
3. С помощью документа «Принятие к учету ОС в 1С» принять лизинговое имущество как основное средство только в управленческом и бухгалтерском учетах (в налоговом учете такое основное средство не принимается к учету, так как амортизацию может начислять только собственник имущества, т.е. лизингодатель).
4. Расходы по арендным платежам отражать специальным документом «Поступление услуг по аренде» (находится в разделе «Внеоборотные активы» в подразделе «Аренда»). В этом документе на закладке «Начисления» по кнопке «Заполнить» заполняются услуги по данным графика начислений по договору лизинга.
После отражения документа в регламентированном учете сформируются проводки только для бухгалтерского учета.
5. При закрытии месяца в 1С ЕРП арендные платежи будут признаны в налоговом учете с помощью регламентной операции 1С, которая будет создана системой по ранее установленным настройкам учета.
При отражении в регламентированном учете документ формирует проводку по налоговому учету для принятия расходов по лизингу с одновременным отражением временной разницы на сумму расходов в корреспонденции со вспомогательным счетом 01.К.
2. Отчеты для анализа принятых расходов и начисленной амортизации в конфигурации 1С: ERP
Для анализа принятых расходов и начисленной амортизации по предметам лизинга рекомендуется использовать такие отчеты как:
– Справка – расчет «Признание расходов по арендованным ОС». В отчете возможно выбрать виды учета, по которым нужно вывести данные.
Переключатель для выбора учета находится в настройках отчета на закладке «Показатели». Доступны 3 варианта:
– Данные бухгалтерского учета;
– Данные налогового учета;
– Данные бухгалтерского учета с учетом временных и постоянных разниц.
– Справка-расчет отложенного налога на прибыль по ПБУ 18. Если организация ведет учет расчетов по налогу на прибыль по ПБУ 18/2002, тогда в указанном отчете возможно проконтролировать и проанализировать расчет отложенного налога по временным разницам, образовавшимся в результате различий в учете лизинга по данным бухгалтерского и налогового учетов.
Надеемся наша статья была вам полезна.
Юферева Антонина,
Специалист компании ООО “Кодерлайн”