shutterstock_2741389 (1)

Новое в 1С ERP Управление предприятием 2.5 : Раздельный бухгалтерский учет активов и обязательств

Долгосрочные и краткосрочные финансовые активы и обязательства организации в бухгалтерском учете в 1С

Согласно пункту 19 ПБУ 4/99 в бухгалтерском балансе должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) долгосрочные и краткосрочные финансовые активы и обязательства . Краткосрочные финансовые активы и обязательства организации в бухгалтерском учете – по которым срок обращения (погашения) не превышает 12 месяцев после отчетной даты (либо длительность операционного цикла организации – для случаев, когда он больше 12 месяцев). Все остальные отражаются в балансе как долгосрочные финансовые активы и обязательства .

На данный момент в решениях фирмы 1С, содержащих подсистему бухгалтерского учета, это требование ПБУ реализовано лишь частично. Автоматически в отчетности заполняются данные по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам. Но в конфигурации 1С ERP Управление предприятием 2.5 вендор реализовал механизмы, позволяющие так же раздельно вести учет Взаиморасчеты с контрагентами

Рассмотрим подробнее новый функционал.

Настройки системы и отражение документов в регламентированном учете

Разделение активов и обязательств по срочности возможно на уровне организации. Т.е. в одной базе могут быть организации, ведущие такой учет и не ведущие. Личная карточка организации позволяет выполнить данную настройку, на закладке « Общая учетная политика и налоги », в разделе «Учетная политика финансового учета»:

Личная карточка организации : разделение активов и обязательств
Личная карточка организации : разделение активов и обязательств

Необходимо установить соответствующий флажок и указать длительность операционного цикла организации (по умолчанию равна 12 месяцам, но можно указать другое значение).

В карточке счета российского плана счетов отображается новая настройка – она будет видна, если в базе есть хоть одна организация, для которой в разделе общая Учетная политика установлен флажок «Деление на краткосрочные/долгосрочные активы и обязательства»:

установка флажка Разделение на долгосрочные и краткосрочные финансовые активы и обязательства организации в бухгалтерском учете
установка флажка Разделение на долгосрочные и краткосрочные финансовые активы и обязательства организации в бухгалтерском учете

Установив флажок, пользователь может выделить счета, на которых будут учитываться долгосрочные активы/обязательства. Счета без флажка, соответственно, будут использоваться для учета краткосрочные активов/обязательств.

В справочнике « Группы настроек финансового учета », который в системе нужен для правильного формирования проводок в разделе учет Взаиморасчеты с контрагентами, также появились соответствующие поля. Для этого в карточке Группы настроек финансового учета в меню «Еще» нужно включить отображение этих полей:

включение отображения соответствующих полей в справочнике « Группы настроек финансового учета »
включение отображения соответствующих полей в справочнике « Группы настроек финансового учета »

В рабочем месте, когда пользователь настраивает отражение документов в регламентированном учете для группы настроек по взаиморасчетам отображается дополнительная графа с типом задолженности:

отражение документов в регламентированном учете : дополнительная графа Тип задолженности
отражение документов в регламентированном учете : дополнительная графа Тип задолженности

А в процедуре закрытия месяца добавлена операция  Реклассификация основных задолженностей из долгосрочных в краткосрочные:

регламентные операции по закрытию месяца : реклассификация долгосрочных активов и обязательств
регламентные операции по закрытию месяца : реклассификация долгосрочных активов и обязательств
Дополнительная информация

План счетов бухгалтерского финансового учета : оформление операций в системе

Типовой план счетов при переходе на релиз 2.5.6 не изменяется. Предполагается, что для нужных разделов учета пользователи самостоятельно добавят счета учета и настроят Группы настроек финансового учета расчетов. Например, так:

настройка Группы настроек финансового учета расчетов
настройка Группы настроек финансового учета расчетов

Когда проводится, например, документ Реализация товаров и услуг , система опирается на данные регистров оперативного учета взаиморасчетов. Проще говоря, срок задолженности в этом случае будет зависеть от того, какие сроки оплаты указаны для документа:

документ Реализация товаров и услуг : сроки задолженности и оплаты
документ Реализация товаров и услуг : сроки задолженности и оплаты

В данном документе явно указано, что оплата будет произведена более чем через год от даты документа, поэтому проводки регламентированного учета  на дату документа будут сформированы по счету долгосрочной задолженности:

проводки регламентированного учета
проводки регламентированного учета

При закрытии месяца система проверяет остатки задолженности и планируемый срок ее погашения и при необходимости формирует проводки « Реклассификация основных задолженностей из долгосрочных в краткосрочные »:

регламентные операции по закрытию месяца
регламентные операции по закрытию месяца

В нашем примере получается, что срок оплаты по документу на 31.07.21 будет меньше года, а потому регламентные операции по закрытию месяца сформируют следующую проводку:

проводки регламентированного учета : реклассификация основных долгосрочных расчетов с клиентами
проводки регламентированного учета : реклассификация основных долгосрочных расчетов с клиентами

Выводы и рекомендации по новому функционалу системы 1С ERP Управление предприятием 2.5

В статье мы рассмотрели новый функционал системы 1С ERP Управление предприятием 2.5 , который будет крайне полезен организациям, учитывающим долгосрочные и краткосрочные финансовые активы и обязательства раздельно. Это уже большое подспорье пользователям в работе. Однако, есть и ограничения, как то:

– Не поддерживается реклассификация основных задолженностей в «другую сторону» – т.е. из краткосрочной в долгосрочную. Эту операцию предлагается отражать в системе с помощью «ручных проводок» – документа «Операция (регл. учет)»;

– Разделение активов и обязательств реализовано только для раздела учета взаиморасчетов с контрагентами.

На данный момент вендор не планирует устранять эти ограничения и расширять функционал. Поэтому предприятиям, которым необходимо такой раздельный учет и в других разделах учета, мы рекомендуем разработать в своих системах механизмы, аналогичные типовому. Специалисты ООО «Кодерлайн» готовы помочь вам с данной задачей – мы обладаем необходимыми для этого знаниями и опытом.