
Классификация и учет объектов эксплуатации в конфигурации 1С:ERP
В данной статье мы рассмотрим базовые принципы организации учета объектов эксплуатации в конфигурации системы 1С:ERP.
1. Система оперативного управления и учета
Объединение объектов эксплуатации (далее по тексту ОЭ) по сходным учетным признакам и нормативам обслуживания в 1С:ERP дает возможность учитывать оборудование, охватывая весь жизненный цикл: от ввода его в эксплуатацию, выпуска нарядов на внеплановые и плановые ремонтные работы, до его утилизации.

По основаниям ФСБУ 5/2019, 6/2020 и 26/2020 под определением «ОЭ» подразумеваются все эксплуатируемые в организации объекты: здания, станки и оборудование, инструмент, по которым требуется регулярный технический осмотр (ТО), плановый профилактический ремонт (ППР) и сопряженные с ними затраты.
Все ОЭ, по которым требуется оперативное управление: проведение технического обслуживания, ремонта, контроля затрат на содержание. ОЭ подразделяются на собственные основные средства (ОС), арендованные ОС, специальную оснастку и инструмент.
В рамках функциональности «Внеоборотные активы» прикладное решение содержит инструменты, которые по законодательным нормам обеспечивают ведение учета ОС:
– Собственных;
– Арендованных;
– Полученных в лизинг;
– Специальной оснастки и инвентаря.
Система обеспечивает ведение учета по отдельным положениям ФСБУ 5 «Запасы», ФСБУ 6 «ОС», рекомендациями БМЦ Р-122/2020-КпР «Специальные средства производства», Р-125/2021-КпР «Групповая единица ОС».
Поддерживается полный жизненный цикл:
– Приобретение;
– Монтаж;
– Ввод в эксплуатацию;
– Эксплуатация;
– Ремонт,
– Модернизация,
– Ликвидация.
Факт принятия оборудования в эксплуатацию как ОС регистрируется в системе документом «Принятие к учету ОС». Прием в аренду оборудования отражается документом «Поступление арендованных ОС (забалансовый учет)». Полная схема документооборота по основным средствам, поддерживаемая в системе:

2. ОС как объекты ремонта в конфигурации 1С:ERP
В карточке оборудования, принятого в эксплуатацию как ОС, отображаются общие сведения, сведения о местонахождении основного средства, сведения о его стоимости:

Из карточки объекта можно просмотреть документы, которыми в системе регистрируются операции по его управлению на протяжении жизненного цикла:

Важно отметить, что классифицировать объекты эксплуатации как ОС можно только по факту их принятия к учету в качестве ОС. Решение об учете ОЭ как ОС принимается исходя из особенностей и условий работы предприятия.
Основными задачами по бухгалтерскому и налоговому учету ОС являются:
– правильное документирование и своевременное отражение в учете поступления, движения и выбытия ОС;
– корректное исчисление износа ОС;
– правильные амортизационные начисления;
– обеспечение сохранности и эффективного использования ОС;
– контроль издержек на ремонтное восстановление ОС;
– корректное определение финансовых результатов при ликвидации.
С точки зрения ремонтной деятельности ОС и объект ремонта — это не всегда совпадающие объекты, учитывая тот факт, что каждый ОЭ может быть разделен на ремонтные узлы. При применении метода крупноузлового ремонта узлы оборудования становятся самостоятельными объектами ремонта, что приводит к определенным сложностям в отнесении затрат на объект эксплуатации как основное средство. Ремонтные узлы выделяются в тех случаях, когда требуется отдельно детализировано управлять узлом, организуя его обслуживание силами специализированных подразделений по определенному регламенту, отличному от регламента обслуживания общего объекта эксплуатации.
Боренко Алексей,
Специалист компании ООО “Кодерлайн”