Интеграция 1С:ERP с системой «Честный знак»
Управление оборотом маркированной продукции - основное
На текущий момент система контроля и учета оборота маркированной продукции охватывает все большее количество участников рынка производства и реализации различных групп товаров. Большую часть маркируемых товаров контролирует Национальная система маркировки «Честный знак», регулирующая через свои «информационные мощности» следующие виды продукции:
- табачная продукция;
- изделия из меха;
- обувь;
- лекарственные препараты;
- товары легкой промышленности
- шины и покрышки;
- парфюмерная продукция;
- фотооборудование (фотоаппараты и вспышки);
- молочная продукция
на подходе – еще несколько видов продукции:
- пиво;
- бутилированная вода;
- велосипеды;
- кресла-коляски.
Компания 1С в автоматизации учета оборота маркируемой продукцией и обменом с Честным знаком реализует два подхода.
Через выпуск отдельных модулей, со встраиванием их в специализированные программные продукты. Такой подход реализован, например, для лекарственных препаратов, через модуль 1С:МДЛП, встроенный в отраслевые конфигурации, например 1С:Управление аптечной сетью.
В рамках универсальных базовых конфигураций (1С:ERP, 1С:УТ, 1С:КА), и настраиваемый под разные виды товаров модуль обмена с Информационной системой маркировки и прослеживаемости (ИС МП Честный знак).
Реализацию второго подхода в обмене с ИС МП, на примере 1С:ERP, мы и рассмотрим.
На текущий момент в 1С:ERP доступен учет маркируемой продукции по следующим 9 видам продукции (показаны на рисунке ниже):
Для начала учета необходимо выбрать те виды продукции, по которым предполагается вести учет маркируемой продукции и обмениваться с ИС МП, и дату начала обмена по каждому виду продукции.
Далее всё зависит той роли, в которой выступает организация в схеме оборота маркируемой продукции по каждому виду продукции. В общем виде схема выглядит следующим образом:
Соответственно на производителях / импортерах маркируемой продукции лежит обязанность по начальной маркировке продукции и вводе ее в оборот, на продавцах – только по учету движения маркированной продукции (поступлению/отгрузке в пределах организации либо выводе маркированной продукции из оборота).
При этом полная схема взаимодействия систем следующая:
Маркировка и ввод в оборот
1.Выполняемые операции и соответствующие документы систем ИС МП и 1C:ERP описаны в таблице ниже:
2.Чтобы обмен по указанным операциям проходил автоматически, необходимо настроить расписание для автоматического обмена. При этом необходимо установить сертификат электронной подписи, сохранить к нему пароль.
3.Далее настраивается обмен со станцией управления заказами (СУЗ):
4. Далее проводится настройка номенклатуры:под каждый вид маркированной номенклатуры создается отдельный Вид номенклатуры, в котором подключается нужный Тип номенклатуры;
- Настраивается соответствие номенклатуры по идентификатору GTIN (Global Trade Item Number) – международному коду маркировки товарной позиции, присваиваемому в соответствии со стандартом GS1. В общем случае в нем закодировано предприятие и конкретная товарная позиция этого предприятия. Предприятие должно быть членом национальной ассоциации GS1 (в РФ такой организацией является «Ассоциация автоматической идентификации UNISCAN/GS1Rus»). При вступлении в ассоциацию предприятию присваивается номер, который будет идентифицировать предприятие в составе кода GTIN. Национальная ассоциация также имеет свой номер, который является частью GTIN.
- Если номенклатура новая, регистрируется новый GTIN на нее, с предварительным описанием этой номенклатуры в 1С:ERP и синхронизацией данных с Национальным каталогом (Честного знака) через сервис 1С:Номенклатура:
- Также настраиваются шаблоны этикеток, чтобы можно было распечатать (и нанести на продукцию) эмитированные коды маркировки.
5. Заказ кодов маркировки в интеграции с ИС МП производится через документ Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ, который создается на основании Заказа на производство/ Заказа поставщику с видом операции Импорт.
6. Далее полученные (эмитированные) коды маркировки наносятся на выпущенную / закупленную номенклатуру, и она вводится в оборот через документ Маркировка товаров ИС МП. Документ может создаваться на основании документов Приобретение товаров и услуг,Этап производства, Производство без заказа.
7.Списание неиспользованных кодов маркировки проводится через специальный документ Списание кодов маркировки ИС МП.
Реализация , приобретение и вывод из оборота
- Выполняемые операции и соответствующие документы систем ИС МП и 1C:ERP описаны в таблице ниже.
- Поступление маркированной продукции реализуется в системе учета через электронный документооборот, по полученному электронному УПД формируется Приобретение товаров и услуг, из которого маркированную продукцию необходимо проверить: подтвердить количество полученной продукции с соответствующими кодами маркировки.
Продажа (выбытие маркированной продукции «с остатков» организации) реализуется в 1С:ERP через оформление документов
- Реализация товаров и услуг
- Возврат поставщику
- Корректировка реализации
При этом обязательны сканирование кодов с упаковок маркированной продукции, и последующая передача этих кодов в ИС МП через УПД по ЭДО.После продажи коды проданных маркируемых товаров помечаются в информационной базе как недоступные для дальнейшей реализации.
Вывод из оборота происходит через Рабочее место кассира с формированием чека ККМ и последующего Отчета о розничных продажах. В этом случае обмен может запускаться автоматически, если на ККТ установлена функция передачи данных. Если ККТ не имеет функции передачи данных, то на оформленные документы розничной продажи будет сформирован специализированный документ Вывод из оборота, по которому осуществится обмен с ИС МП.