
Дорожная карта налогового мониторинга в 1С:УХ и 1C:ERP УХ
- 1. Как планировать налоговые риски в 1C:УХ и 1С:ERP УХ
- 2. Инциденты и реакции в 1С:Управление Холдингом и 1С:ERP Управление Холдингом
- 3. Контрольные процедуры в 1С:УХ и 1С:Предприятие.ERP УХ
- 4. Раскрытие информации о выявленных рисках в конфигурации 1С:ERP УХ и 1С:УХ
- 5. Процесс взаимодействия с налоговыми органами
Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, далее по тексту используем сокращение «НМ». Организации добровольно принимают участие в таком виде контроля, что дает освобождение от камеральных и выездных проверок ФНС. Взаимодействие организаций и ФНС происходит через организацию удаленного доступа к данным и отчетности. При проведении НМ, в случае обнаружения ошибок, ФНС направляет организации мотивированное мнение и в случае согласия, налогоплательщик добровольно направляет в ФНС уточнения в документы. Если есть возражения, организация предоставляет в налоговую инспекцию ответ с уточнениями. Все это происходит через функционал НМ на базе 1С.
Для организации работы по НМ, в конфигурациях 1С:ERP УХ и 1С:УХ доступна подсистема «Налоговый мониторинг». Назначение подсистемы:
– Предупреждение рисков;
– Проведение процедур по контролю;
– Анализ и аудит;
– Взаимодействие с сотрудниками ФНС.

В подсистеме Управления рисками в 1С «НМ» происходит оценка вероятности возникновения возможных факторов, влияющих на возникновение налоговых рисков. Происходит выявление возможных рисков, связанных с критериями оценки тех или иных показателей. Такими как, возможным возникновением не своевременной сдачи деклараций, несвоевременности оплаты платежей в бюджет и фонды. Наличие факторов, которые могут привести к отражению ошибочной информации в декларациях, передаваемых в ФНС, бухгалтерской отчетности. Случаи, которые могут привести к ошибкам при начислении (удержании, оплаты…) налогов и сборов, страховых взносов.
Оценка разных факторов, как внутренних и внешних, всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, поможет выявить и оценить риски.
Дорожную карту НМ, реализованного на базе 1С:ERP Управление холдингом и 1С: Управление холдингом можно отразить схематично в таблице 1:
Таблица 1. «Дорожная карта налогового мониторинга»
Номер этапа | Этап НМ | Процесс |
1 | Планирование Налоговых рисков | – выявление; – оценка; – определение границ оптимальности; – минимизация . |
2 | Инциденты и реакции | – допустимость появления; – экспертиза ущерба; – источники формирования; – реакция. |
3 | Контрольные процедуры
| – описание, порядок проведения процедур; – мониторинг; -аудит. |
4 | Раскрытие информации о рисках | Формирование отчетности по утвержденным формам по НМ |
5 | Процесс взаимодействия с налоговыми органами | Формирование запросов и уведомлений, отправка в ФНС. Получение запросов и уведомлений из ФНС. |
1. Как планировать налоговые риски в 1C:УХ и 1С:ERP УХ
На этапе планирования рисков проходим следующие мероприятия:
– выявление;
– оценка;
– определение границ приемлемости;
– минимизация.
Для этого в системе 1С проводим заполнение справочников и формируем документы – регистрируем риски, настраиваем матрицы управления рисками в разделе Управление рисками.

В справочник «Риски НМ» регистрируем возможности влияния факторов, внутренних либо внешних. При регистрации «Риска» необходимо указать его реквизиты: наименования, описание реквизитов, в которой появился данный риск, на Основной вкладке заполняем: вероятность возникновения, оценка последствий, класс ущерба, уровень и область риска, код налога и т.д. Указываем, учитывается ли этот риск в налоговом мониторинге, является ли он актуальным.

Настройки «Матрицу установки уровней риска», выбираем необходимый уровень.

2. Инциденты и реакции в 1С:Управление Холдингом и 1С:ERP Управление Холдингом
В подразделе «Управление Рисками» заполняем справочник «Реакции на инциденты»

Формируем шаблон мероприятия «Реакции на инциденты».


3. Контрольные процедуры в 1С:УХ и 1С:Предприятие.ERP УХ
При проведении контрольных процедур, проводится мониторинг и аудит.
Используем документ «Контрольная процедура» в подсистеме «НМ» подраздел «Управление рисками» с целью создания контрольной процедуры. Для этого необходимо создать шаблон мероприятия с выбором вида мероприятия Контрольная процедура, далее создать экземпляры мероприятий с тем же выбором вида мероприятия.
При создании Шаблона мероприятия следует указать:
– Учитываем или нет в НМ;
– Отслеживаем или нет прогресс выполнения мероприятия;
– Используем или нет контроль затрат по мероприятию;
– Контролируем или нет последовательность стадий мероприятия.
На вкладке Основное указываем значения реквизитов, указанных на Рисунке 9.
Переходим на вкладку Стадии. Тут укажем в Шаблоне мероприятия «Стадии выполнения КП», смотри рисунок 10. Далее на вкладке Принадлежность выберем соответствующий «Риск» мониторинга, к которому относится данная процедура.



4. Раскрытие информации о выявленных рисках в конфигурации 1С:ERP УХ и 1С:УХ
Налогоплательщик должен представлять в ФНС в соответствии с «Требованиям к организации системы внутреннего контроля», утвержденным приказом ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ Приложения 3 «Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям» и 7«Матрица рисков и контрольных процедур организации».
5. Процесс взаимодействия с налоговыми органами
Для целей НМ предусмотрен специальный пользовательский профиль НМ с ограниченными правами доступа. При использование этой роли, сотрудник ФНС сможет вводить запросы на предоставление документов и разъяснений.
В разделе «НМ» разработано АРМ «Рабочий стол бухгалтера налогового мониторинга», в котором бухгалтер предприятия, уполномоченный вести работу с ФНС, отслеживает уведомления и запросы ФНС.

Логинова Елена ,
Специалист компании ООО “Кодерлайн”